Это вызывает несогласованность в градостроительных решениях, некомплектность застройки. Нерациональные градостроительные проектные решения являются причиной излишних транспортных переездов людей, увеличенных и часто необоснованных затрат на инженерные коммуникации, смешения на одной площадке вредных и безвредных производств, игнорирование вопросов охраны окружающей среды (примерами могут служить Волгодонск, Благовещенск, Братск, Усть-Илимск и др.).
Реализация в настоящее время генерального плана Старого Оскола из-за отсутствия должной координации привела к тому, что отдельные промышленные районы города и промышленные узлы оказались разобщенными, неудовлетворительно решена их связь с селитебными территориями, усложнены транспортные потоки, ряд безвредных в санитарном отношении предприятий, и в частности база строительной индустрии, необоснованно оказались в зоне влияния вредностей металлургического комбината.
В практике современного градостроительства проглядывается весьма странная тенденция, при которой промышленные предприятия просто изгоняются из селитебной застройки. Это достаточно четко прослеживается в решении генерального плана промышленных и селитебных территорий Волгодонска. Нужно отметить, что здесь из состава объектов промышленного узла только ТЭЦ по своим санитарным характеристикам требует удаления от селитебной территории.
Большое количество промышленных объектов могло бы быть расположено на окраине или в глубине жилых кварталов. Это позволило бы в первую очередь значительно упростить условия доставки трудящихся к рабочим местам. А ведь эта проблема на Волгодонском промышленном узле до сих пор не решена. Удаление основных промышленных предприятий на расстояние около одного километра создает немалые осложнения, связанные с доставкой трудящихся к месту работы.
При размещении безвредных промышленных объектов в жилой застройке можно было бы в несколько раз сократить непроизводительно используемый парк автобусов. Предприятия, в которых высока доля женского труда, были бы максимально приближены к жилью, детским садам, магазинам; большинство трудящихся смогло бы добираться до работы пешком; вкрапление промышленных предприятий в жилую застройку значительно обогатило бы пространственно-планировочную структуру города, сделало бы ее архитектурно более содержательной и насыщенной.
Как известно, в соответствии с санитарной классификацией и грузооборотом промышленные предприятия могут располагаться внутри селитебной застройки, на ее периферии и на удалении от жилой зоны. Игнорирование градостроителями этого положения приводит к тому, что подавляющее число предприятий располагается в промышленных районах без учета санитарной классификации. В результате предприятия безвредные в санитарном отношении оказываются в зоне отрицательного воздействия на здоровье трудящихся и продукции выбросов других объектов.
Печальным примером несогласованного размещения предприятий по отношению к селитебной застройке является Благовещенский промышленный узел. Здесь в результате размещения ряда производств первого и второго классов вредности создались исключительно неблагоприятные условия для проживания и работы населения. Промышленный узел размещается в зоне дымового загрязнения воздуха от промышленных предприятий Уфы, что еще больше усугубляет и без того недопустимые санитарно-гигиенические условия в этом районе.
Только активное вмешательство Союза архитекторов страны позволило приостановить развитие этого промышленного узла. Проектная организация градостроительного профиля вместо того, чтобы активно вмешаться в формирование производственной зоны города, высказать категорическое мнение о недопустимости размещения в этом районе вредных производств, продолжала разрабатывать такую планировку, при которой селитебные территории оказались в непосредственной близости от этих производств.
Во многих современных крупных городах исторически сложились обширные промышленные зоны, представленные городскими промышленными районами. Архитектурно-планировочная организация этих территорий, как правило, оказывается на очень низком уровне.
Значительный объем капиталовложений в промышленное строительство направлен на реконструкцию предприятий. В следующем десятилетии такие работы будут продолжены и расширены. В этой связи проблемы реконструкции исторически сложившихся промышленных районов городов приобретают исключительно важное значение.
К сожалению практика проектирования и реализации проектов реконструкции промышленных объектов показывает, что в результате ведомственного подхода модернизация предприятий часто осуществляется без учета развития всей прилегающей к данному объекту территории. Несогласованность таких решений с общей градостроительной идеей формирования планировочной структуры промышленного района приводит к усугублению противоречий, возникающих в результате неуправляемого развития промышленных территорий.
В таких промышленных районах нередко складываются ситуации, при которых имеющиеся потенциальные возможности развития промышленности упираются в отсутствие территорий, необходимых для реконструкции, расширения и строительства новых предприятий.
В то же время степень использования промышленных территорий в таких городах в результате поэтапной не скоординированной застройки оказывается чрезвычайно низкой. Между отдельными предприятиями остаются не застроенные участки сложной конфигурации, возможность использования которых практически исключена.
Отсутствие, как правило, единого планировочного замысла в застройке промышленных районов значительно обедняет их архитектурно-художественные качества. Размещение в промышленных районах городов предприятий, различных по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, существенно ухудшает условия работы и проживания трудящихся. К сожалению, разрабатываемые для городских промышленных районов схемы упорядочения их застройки далеко не всегда обеспечивают возможности поэтапной реконструкции планировочной структуры промышленных зон.
Как правило, при разработке таких схем не обеспечиваются условия для поэтапного выноса предприятий и ликвидации амортизированных или нежелательных по санитарным состояниям объектов, не учитываются требования к укрупнению и блокированию, последовательному упорядочению инженерных сетей. Там, где такая предварительная работа была проведена, появляются возможности последовательного совершенствования архитектурно-планировочной структуры промышленных районов.
Удачным примером такого решения является разработанная Уфимским Промстройпроектом схема упорядочения застройки Канского промышленного района. Территориальный проектный институт не согласовывает здесь ни одного проектного предложения по реконструкции или расширению предприятий, если эти предложения противоречат перспективному решению всего промышленного района.
Исходя из положения, что всякая промышленная зона растет, а предусмотреть последовательность развития и реконструкции отдельных предприятий на далекую перспективу не представляется возможным, проектировщики на основе общих принципов преобразования зоны в каждом отдельном случае решают конкретную задачу с учетом всей перспективы.
Промышленные объекты следует органически и архитектурно полноценно включать в жилую застройку. Пространственно-планировочное решение промышленных узлов и районов городов должно помогать избавляться от монотонности застройки, нарушения природных и искусственных компонентов окружающего ландшафта, способствовать слиянию жилой и промышленной застройки с природным окружением.
Естественно, размещение промышленных объектов по соседству с селитебной территорией и тем более внутри жилой застройки связано с определенными организационными и строительными трудностями. Усложняется планировочное решение, появляются специальные требования к инженерной инфраструктуре, возникает необходимость более строго разделять транспортные потоки, значительно повышаются требования к архитектурно-художественному решению промышленных предприятий.
В этих условиях становится необходимым пересмотреть системы применения типовых проектов в промышленном строительстве, поскольку именно объекты массового промышленного строительства — предприятия легкой, пищевой промышленности, стройиндустрии, легкого машиностроения — спроектированы как типовые и наиболее подходят для размещения их в жилой застройке.
Статья предоставлена компанией «Гидросервис» — http://www.gydroservis.ru/